alexbogd: (stadion)
alexbogd ([personal profile] alexbogd) wrote2006-12-04 04:51 pm

Гауди и русская культура

Фигура Антони Гауди и его биография в особенности представляют собой живой упрек современной культуре России, ее бизнесу и обществу.

Почему живой, понятно. Гауди по-прежнему строит восемьдесят лет спустя после своей смерти. Собор Саграда Фамилия растет неизбежно, хотя и медленно, впитывая труд сотен архитекторов и художников, ставящих своей целью продолжить Гауди, насколько вообще возможно его продолжать.

Почему упрек, тоже, в общем, понятно. Намечу основные моменты.

Исключительно оригинальный, ни на кого не похожий художник был избран ключевой фигурой национальной идентичности каталонцев. Элита и общество, пусть и не сразу, достигли в принятии фигуры Гауди консенсуса, который в России невозможен в отношении какого бы то ни было художника, не говоря уж о таком оригинальном, как Гауди.

Гауди получил первые заказы от капиталиста Гуэля, не имея за душой вообще никаких крупных реализованных проектов. Его главные вещи, помимо собора, - парк Гуэля, дворец Гуэля, крипта колонии Гуэля и так далее. Без капиталистов Гуэля, Висенса, Матло не было бы Гауди. А что у нас? Вы можете себе представить дворец Батуриной, дом Дерипаски, парк Усманова, выполненные талантливым архитектором в оригинальном новаторском стиле? Нет, в России это невозможно, потому что наш бизнес не умеет и не хочет поддерживать искусство, тем более оригинальное, а капиталисты не заботятся о том, какими их запомнит история.

Гауди получил главный заказ своей жизни - Саграда Фамилия - в тридцать лет. Это был вообще один из первых его заказов. Он строил собор больше сорока лет, успешно проводя свою линию в отношениях с приходским советом. В России подобное невозможно.

Гауди получал заказы от церкви. Шло это все, мягко говоря, не гладко (вспомним епископский дворец в Асторге или собор на Майорке), однако заказы были, и именно эти труды составляют вторую крупнейшую часть его наследия. В России оригинальное церковное искусство в настоящий момент невозможно. Храм Христа Спасителя с художественной точки зрения был не очень-то оригинален и тогда, когда строился в первый раз, а в восстановленном виде все еще хуже. Я без обиняков предпочел бы кич Гауди современному новомосковскому кичу.

В высшей степени непохожий на кого бы то ни было из предшественников и потомков, Гауди сумел вместе с тем оказать колоссальное влияние на всю современную нам архитектуру, при этом логично замкнув протяженнейшую традицию и став последним великим строителем готического собора. В России современное искусство воспринимается в отрыве от традиции и ни при каких обстоятельствах не может стать ее частью.

Ключевое слово во всех этих утверждениях - оригинальность. Русская культура ищет сейчас свою собственную идентичность, ищет мучительно - и в первую очередь потому, что боится оригинальности, не доверяет ей, не поддерживает ее и отторгает. Поэтому нам стоит поучиться у каталонцев - разумеется, только некоторым вещам. Я не призываю делать архитектора политической фигурой, ломать ХСС и строить на его месте что-то ни на что не похожее. Я не призываю сейчас, когда русская культура находится в упадке, назначать русского Гауди из числа посредственностей и начинать им восхищаться. Так же нелепо было бы призывать современных российских бизнесменов быть локомотивом национального культурного возрождения - наш бизнес такой же, как мы сами, и пора уже признаться себе в этом и самим лучше взяться за ум, чем подсовывать книжки олигархам. Но мы должны научиться у каталонцев следующему: не бояться оригинальности и быть творцами собственной культурной идентичности.

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting