
Меня часто спрашивают греки, какие у меня прогнозы на будущее Греции. Понятно, почему спрашивают: мнение иностранного корреспондента о делах местных всегда интересно. Я не претендую на то, что знаю, как пойдут дела, но предположения высказываю, когда спрашивают.
Сегодня разговорился с владелицей магазина, которая меня спросила все о том же - будет банкротство или нет. Я сказал, что банкротство - понятие относительное. Что будет реструктуризация долга, это факт. Насколько она будет добровольной и насколько масштабной - пока неясно. Сокращение расходов (единственное надежное средство антикризисной программы) неизбежно подойдет к грани, когда сокращать уже нечего. Когда эта точка будет достигнута - опять же неясно, но пессимистичный прогноз - уже III квартал 2011 года, если не раньше. Понятно также и то, что с приличной вероятностью последует социальный взрыв (то, что мы видели, еще не взрыв никакой). В общем, аргентинский сценарий по-прежнему нависает над будущим страны. Как это ни печально.
Потом мы говорили об излишествах, о том, что в Греции люди живут в слишком новых и больших домах, что система, построенная на перезакладывании кредитов, должна была рухнуть. Что слишком долго существовали неправдоподобно низкие процентные ставки - и тут владелица магазина выдает: "Ну, это все еврейская система. Евреи придумали проценты и кредит, и от этого все беды".
Вот никогда не знаешь, где это в разговоре с греком вылезет, но вылезает, увы, постоянно. Еще и в исполнении владелицы магазина украшений, которая любой прибылью в нынешних условиях на 100% обязана излишествам и тратам в долг. Мне бы замолчать да уйти, но я зачем-то еще разглагольствовал на тему того, что национальности тут не при чем, что в странах, где финансовые операции не считались зазорными для коренного населения по религиозным причинам (Византия или там Италия) евреи не имели никакой особенной роли в финансах. Что без кредита нет нормальной экономики и что даже в строгом исламе есть и кредит, и процент, просто они маскируются морально приемлемыми моделями. Мне со вниманием кивала продавщица, видно, хотела утешить. Чего там думала владелица, не знаю.
Купленный сувенир я, по просьбе владелицы с продавщицей, всю дорогу прятал за пазухой. Они смертельно боятся налоговой полиции, которая имеет право останавливать граждан с покупками и требовать чек. Если чека не найдут, то проблемы будут и у покупателя, а магазин вообще могут закрыть. Наверное, налоговую полицию тоже придумали евреи. И уж точно евреи виноваты в том, что все равно все торгуют без чека и не платят налог.
Придя домой и передумав этот разговор, я снова отругал себя за чрезмерную вежливость и занудство. Захотелось на минуту принять логику еврейского заговора рынков, которые считают, что нечего с греками церемониться. Когда у всех и каждого виноват всегда кто-то другой, трудно ожидать, что из проблем удастся выкарабкаться.