В греческом парламенте, как в дружине царя Леонида, 300 человек. Триста самых видных и талантливых греков нашего поколения заседают в однопалатном органе, который называется Βουλή των Ελλήνων, то есть греческое буле. Всем хороши греческие депутаты - умны, красивы, а главное - непрестанно радеют о благе народном. Но есть у них один недостаток - они считают голоса вручную.
Конечно, установить электронное табло стоило бы недорого, но это как-то несолидно. Куда солиднее на родине демократии устроить настоящее, материальное голосование - если не с черепками, то с конвертами.
И устраивают, на голову всем журналистам.
Нет, конечно, если голосование открытое, то просто лидеры фракций говорят, что все у них за (или против). Но вот если тайное… Тогда начинается морока.
Тайные голосования проходят только по ночам, часто по выходным. Каждому депутату выдают конверт с бюллетенем, он голосует и ждет своей очереди. Двое представителей от партий (на это дело назначают молодежь с зычными голосами) заунывно выкликают депутатов по областям - начиная с государственного списка партий и с Афин, и кончая номом Хиоса.
Каждый депутат подходит и бросает конверт в прозрачную пластиковую коробку. Процесс выкликания занимает примерно полтора часа. К концу голосования зал пустеет - все разъезжаются, кто по домам, а кто на телевизионные шоу, если голосование было важное.
Потом коробку ставят на первый ряд (она все время грозит свалиться с узкой конторки), и двое представителей партий начинают вручную пересчитывать конверты. Через 15 минут они перемещаются в ложу сбоку от трибуны, и там под присмотром бывшего министра юстиции Сократиса Пецалникоса и его коллеги из правящей партии начинают считать голоса. Для разрывания конвертов приглашается еще один дюжий депутат.
Каждый конверт сначала разрывают (бумага летит на пол), потом передают первому представителю счетной комиссии, тот подписывает бюллетень, передает своему товарищу из враждебной партии, тот тоже подписывает и кладет в одну из четырех стопок - "за", "против", "воздержался" и незаполненные бюллетени. Пустые листки отличаются от "воздержался" чем-то неуловимым, моему пониманию недоступным. При голосовании они засчитываются отдельной строкой.
Долго ли коротко, через каких-нибудь два с небольшим часа после начала голосования все бюллетени подписаны, разложены в стопки, пересчитаны, а протокол подписан. Тогда и объявляются загадочные результаты голосования.
Почему загадочные? Судите сами. На этой неделе голосовали по вопросу о том, привлекать ли к суду за коррупцию бывшего министра. У правящей "Новой Демократии" 151 голос из 300, у оппозиции из четырех партий - 149 голосов. Естественно, чтобы сохранить свое большинство в один голос, включая бывшего министра, "новые демократы" должны проголосовать против суда, а оппозиция должна проголосовать за. Так все и заявили - в открытую.
На практике за проголосовали 146 депутатов, против 144, восемь воздержались или сдали незаполненные бюллетени, двое отсутствовали. Министра не привлекли - не хватило 5 голосов.
Теперь все партии ищут "предателей", которые проголосовали не так, как фракция. Чем искать несогласных в своей среде, лучше всегда указать на националистов в лице партии "ЛАОС" (Народный православный призыв). Их лидер Йоргос Карадзаферис забрал бюллетени у своих десяти депутатов, закрылся в кабинете, сам их заполнил и запечатал, после чего раздал запечатанные конверты. Злые языки утверждают, что Карадзаферис договорился с НД, что проголосует против, с ПАСОК, - что за, а сам проголосовал так, чтобы никто не выиграл, но и не проиграл в результате. Но одно ясно: депутаты-националисты и сами не знают, как они голосовали. Вот уж поистине тайное голосование. Ну и красивый, старый обычай, конечно.
Недовольны только журналисты вроде меня - два часа смотреть трансляцию, чтобы узнать результат, отписаться в 2 ночи и только потом ложиться спать? Безобразие, я считаю.